Понятия со словосочетанием «шатровые храмы»
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Связанные понятия
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Подробнее: Типы русских деревянных храмов
Параеккли́сия, парекле́сия, парэккли́сий, парэклеси́я, парекле́сий (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία — «церковь ») — в византийской архитектуре вспомогательная часовня, которая пристраивалась к храму. В русской традиции именуется приделом.
Подробнее: Пареклесия
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Церковь Иоанна Богослова на Ишне — деревянная церковь, расположенная в трёх километрах к юго-западу от Ростова в небольшом селе Богослов на реке Ишне. Построена в 1687 году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Это единственный столь древний деревянный храм в Ярославской области.
Омфалий (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре уникален каменный омфалий XII в. из церкви свв. Бориса и Глеба в Кидекше, кроме того известны две группы омфалиев: более ранние в храмах среднего Поднепровья (сюда входят ранний мозаичный экземпляр X в...
«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).
Успе́нский собо́р — обиходное устойчивое название соборного христианского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715).
Подробнее: Строгановское барокко
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.
Подробнее: Конха
Кафолико́н, или католико́н (греч. καθολικόν — главный, общий храм) главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существуют несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.
Тябло́ (греч. τέμπλον — темплон, алтарная преграда, неверно от лат. tábula — доска) — деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.
Полубу́товая те́хника строи́тельства — средневековая техника возведения стен, при которой на месте будущей стены вначале возводились две параллельные стенки из обтёсанных блоков камня (реже из кирпича), затем пустота между ними заполнялась обломками камня, щебня и кирпича, затем заливалась известковым раствором.
Голицынское барокко — одна из стилевых вариаций («пошибов») в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.
Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.
Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Термин
белорусская готика (белор. беларуская готыка) употребляется по отношению к ряду архитектурных сооружений, построенных в XV―XVI веках (преимущественно в первой половине XVI века) в регионах нынешней Белоруссии и восточной Польши. Для белорусской готики характерно гармоничное соединение черт готики и ренессанса, традиций древнерусского монументального зодчества и влияний русско-византийского стиля, что обогатило, придало её памятникам неповторимый колорит и художественную ценность.
Аркосолий (лат. arcus — дуга и solium — гроб, саркофаг, трон) — аркообразная ниша для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях. Встречаются в храмах и катакомбах. Как правило, в подобных нишах устанавливались каменные саркофаги людей знатного происхождения или раки с мощами святых.
Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние украинского барокко и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска.Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству...
Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., иногда также называемого нарышкинским или московским барокко, — ошибочность последнего наименования доказала И.Л. Бусева-Давыдова, которая и предложила принятое сейчас понятие "нарышкинской стиль". Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма...
Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов).
Каргополь широко известен различными народными художественными промыслами: особой каргопольской глиняной игрушкой, древнерусской живописью, зодчеством и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.
Подробнее: Искусство Каргополья
Екатери́нинский собо́р (Свято-Екатерининский собор) — название нескольких православных соборных храмов, посвящённых Св. Екатерине...
Тра́пе́зная, устар. тра́пе́за (греч. τράπεζα — стол; лат. refectorium) — помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (тра́пезы). Применительно к католическим монастырям может также использоваться термин рефекторий. В русской храмовой архитектуре (преимущественно XVII—XIX веков) трапезной также принято называть просторную невысокую (обычно значительно ниже кафоликона того же храма) пристройку с западной стороны, часто имеющую свои отдельные алтари в приделах...
Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах — это соборный ключарь.
Украинское, или Казацкое барокко — разновидность стиля барокко, первоначально, распространённая на Надднепрянской Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство, получившая широкое распространение в землях Русского царства и Российской империи в архитектуре, живописи, музыке и литературе.
Поддубцевская церковь Покрова Пресвятой Богородицы ― памятник архитектуры середины XVIII века в селе Поддубцы Луцкого района на Волыни.
Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Гавит, жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Дынька — декоративное украшение столбов, колонок в виде различных утолщений, по форме приближающихся к шару, в каменной и деревянной архитектуре. Декоративная деталь в древнерусской архитектуре XV—XVII веков для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников, напоминающих по форме дыню. Распространено в деревянном зодчестве до конца XVIII века, и в псевдорусском стиле в XIX — начале XX веков.
Зво́нница (ср. Колокольня) — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
Православный храм, це́рковь — православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения.
Церковь Святой Ирины (порт. Igreja de Santa Iria) — католическая церковь, находящаяся в районе Санта-Ирия-да-Рибейра-де-Сантарен города Сантарен, Португалия. Храм освящён в честь святой Ирины.
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
По́стник Яковлев (XVI век, также просто Постник, Посник, Иван Постник) — русский зодчий из Пскова, создавший в 1555—1560 годы совместно с зодчим Бармой храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве, а также Благовещенский собор Казанского кремля. Некоторые исследователи считают, что Постник, работавший в Москве, и Постник Яковле, «церковный и городовой мастер», работавший в Казани и упомянутый в «Грамоте новгородским дьякам… по случаю строения в Казани новой...